Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Дополнительное образование

Сведения о кружках

Логопедический кружок «Сказкотерапия»

Руководитель: учитель-логопед I квалификационной категории Кукоба В.Ю.

         В 2021-2022 учебном году кружковая деятельность логопедического кружка продолжает развиваться.

Кружок «Сказкотерапия» ориентирован на обучающихся, имеющих трудности в обучении в связи с общим нарушением речи.

         В  последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений  речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.

Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, которые влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Ребенок, имеющий нарушение речи, может быть агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. Часто дети стараются избегать общения, вступают в конфликты. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка, они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы.

Всё это заставляет искать  новые  методы и формы работы, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. 

Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, даём знания о законах жизни, о способах проявления творческой силы и смекалки, помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. И наконец, сказка лечит душу! Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков.

Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия. Она  является самым древним психологическим и педагогическим методом. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром

Для эффективности логопедической работы необходимо знать специфические особенности речевых расстройств. В речевую группу попадают дети с логопедическим заключением «Общее недоразвитие речи. Стёртая дизартрия

Общее недоразвитие речи - системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстаёт от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита.

Стёртая дизартрия характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены наличием неврологической микросимптоматики. В основе нарушения при этом расстройстве могут лежать легкие остаточные нарушения иннервации артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата.

В речевой симптоматике, помимо нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, наблюдаются просодические нарушения. Мышцы мимической мускулатура  вялые.

Фонематические процессы у большинства детей не развиты, звукослоговая структура слов нарушена. Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются,  утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования  приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

В процессе посещения кружка дети реализуют себя с различных сторон. Основными направлениями работы сними являются следующие задачи:

1. Коррекционно-образовательные задачи:

- развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам);

- развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь;

- совершенствование слоговой структуры слова;

- уточнение структуры предложения;

-совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и сочинять свои). 

2. Коррекционно -воспитательные задачи:

- воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма. 

3. Коррекционно - развивающие задачи: 

- развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии);

- развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом,  паузацией, дикцией, интонацией);

- развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение;

- обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре, театре марионеток.

На уроках дети получают видео и текстовые варианты сказок, а также творческие задания по работе над сказкой (нарисовать героя сказки, вылепить сказку, повторить сказку, проиграть сказку и т.д.).

Также руководителем кружка предлагаются различные варианты викторин по изученным сказкам.

Дети рисуют, лепят, рассказывают сказки, участвуют в викторинах… присылая свои работы руководителю

Кроме того, активное участие принимают и родители детей (рисуют и лепят вместе с детьми дома).

Сказкотерапия