Дополнительное образование
Логопедический кружок «Сказкотерапия»
Руководитель: учитель-логопед I квалификационной категории Кукоба В.Ю.
В 2021-2022 учебном году кружковая деятельность логопедического кружка продолжает развиваться.
Кружок «Сказкотерапия» ориентирован на обучающихся, имеющих трудности в обучении в связи с общим нарушением речи.
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.
Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, которые влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Ребенок, имеющий нарушение речи, может быть агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. Часто дети стараются избегать общения, вступают в конфликты. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка, они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы.
Всё это заставляет искать новые методы и формы работы, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем.
Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, даём знания о законах жизни, о способах проявления творческой силы и смекалки, помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. И наконец, сказка лечит душу! Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков.
Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия. Она является самым древним психологическим и педагогическим методом. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром
Для эффективности логопедической работы необходимо знать специфические особенности речевых расстройств. В речевую группу попадают дети с логопедическим заключением «Общее недоразвитие речи. Стёртая дизартрия
Общее недоразвитие речи - системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстаёт от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита.
Стёртая дизартрия характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены наличием неврологической микросимптоматики. В основе нарушения при этом расстройстве могут лежать легкие остаточные нарушения иннервации артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата.
В речевой симптоматике, помимо нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, наблюдаются просодические нарушения. Мышцы мимической мускулатура вялые.
Фонематические процессы у большинства детей не развиты, звукослоговая структура слов нарушена. Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
В процессе посещения кружка дети реализуют себя с различных сторон. Основными направлениями работы сними являются следующие задачи:
1. Коррекционно-образовательные задачи:
- развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам);
- развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь;
- совершенствование слоговой структуры слова;
- уточнение структуры предложения;
-совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и сочинять свои).
2. Коррекционно -воспитательные задачи:
- воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.
3. Коррекционно - развивающие задачи:
- развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии);
- развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией);
- развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение;
- обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре, театре марионеток.
На уроках дети получают видео и текстовые варианты сказок, а также творческие задания по работе над сказкой (нарисовать героя сказки, вылепить сказку, повторить сказку, проиграть сказку и т.д.).
Также руководителем кружка предлагаются различные варианты викторин по изученным сказкам.
Дети рисуют, лепят, рассказывают сказки, участвуют в викторинах… присылая свои работы руководителю
Кроме того, активное участие принимают и родители детей (рисуют и лепят вместе с детьми дома).